Блог

Персонализация / Персонификация результатов выдачи Яндекса и Google

Персонализация / Персонификация результатов выдачи Яндекса и Google

Почему ваши результаты выдачи отличаются от выдачи других пользователей или системы съема позиций?

Основной задачей поисковых систем является помощь конечному пользователю найти то, что он ищет как можно быстрее и точнее. Именно по этой причине Яндекс и Google подстраивает результаты выдачи под ваши нужды, тем самым персонализируют выдачу и дают вам более точные ответы на ваши запросы.

В данной статье мы расскажем о том некоторые общие факторы, которые учитываются для персонализации и как получить данные о «чистой выдаче»

Что влияет на вашу персональную выдачу в поисковых системах

У поисковых систем более двух сотен различных факторов, которые оказывают влияние на выдачу, только разработчики алгоритмов знают их все, мы пройдемся лишь по основным, тем о которых говорят официальные представители Яндекса и Гугл.

Вначале, мы перечислим их все, а ниже будет более подробное описание. Итак, персонализированный набор результатов формируется на основании постоянных и сиюминутных предпочтений. В частности, для каждого пользователя учитывается:

  • Индивидуальные настройки
  • Геозависимость
  • История поиска
  • История посещений
  • Языковые предпочтения
  • Социальные связи
  • Избранные сайты

Примечанние: Для Google очень важно наличии мобильной версии сайта, поэтому в первую очередь он покажет вам ресурсы с хорошей мобильной адаптацией и будет учитывать данные из мобильного поиска.

Теперь более подробно по каждому пункту:

Индивидуальные настройки

Когда пользователь регистрирует аккаунт в Яндекс или Google он может показать свои предпочтения поисковым системам. Например, настроить фильтры поиска:

 

 

 

 

 

 

 

Исходя из этого, прежде чем проверять соответствие позиций из систем съема (таких как Топвизор, Промопульт итд) реальной картине, не забудьте отключить все лишние фильтры.

Убедитесь, что вы отключили кастомный поиск: убрали настройки времени, языка, отключили безопасный поиск, а в Яндексе задали тот же регион, что и в сервисе проверки позиций.  

Геозависимость.

Результаты поиска также зависят от географического положения ищущего. Да, вы можете настроить фильтры, но нельзя забывать о том, что если вы ищите по запросу «стоматологи возле меня», а в системе съема позиций у вас указан только город, то результаты могут отличаться, так как и яндекс и гугл будет ориентироваться по информации о районах и вашей геолокации.

Инструмент проверки позиций может показать результаты для любой локации: страны в целом, области, города, ПГТ или района по почтовому индексу. Эти результаты точные, но они могут отличаться от выдачи, полученной вручную.

История поиска

Поведение каждого пользователя в поисковых системах уникально и соответственно имеет влияние на его персональную выдачу по различным запросам. Поисковые машины собирают и анализируют историю поведения. Фактически результат поиска может меняться несколько раз в день, в зависимости от вашего поведения. Естественно, поисковые роботы учитывают и недавнюю историю поиска и общую, оценивая все в целом. Вот оригинальная иллюстрация от Яндекса которая объясняет как все работает:

 

 

История каждого пользователя неповторима, поэтому вы можете искать одно и то же на двух устройствах в одном помещении и получить совершенно разный результат.

История посещений

История посещений не менее важна для поисковых алгоритмов, у каждого пользователя есть личные предпочтения: новостные сайты, развлекательные порталы, социальные сети и прочее, и поисковые алгоритмы (например Калининград от Яндекс) учитывают их при формировании вашей личной поисковой выдачи, вот официальная иллюстрация от Яндекс

 

 

Учитывая, что у большинства пользователей есть почтовые аккаунты в Яндекс и Google поисковые системы знают о вас гораздо больше чем о пользователе который пользуется режимом «Инкогнито», соответственно лента будет более «личной»

Нельзя забывать, инструменты проверки позиций показывают данные, как если бы запрос ввел пользователь, который до этого не пользовался поисковой системой. И именно поэтому их используют для отчетности.

Языковые предпочтения

Поисковые алгоритмы учитывают не только геолокацию, но и язык запросов и большинства сайтов, посещаемых пользователем. Например, в Яндекс с 2011 года действует алгоритм Рейкьявик, который как раз и отвечает за отслеживание языковых предпочтений пользователей. Например ваш родной язык русский, но вы также говорите и читаете на английском и соответственно используете англоязычные ресурсы новостей или социальные сети, соответственно в выдаче вы также будете видеть сайты на английском языке чаще остальных пользователей.

Google при этом учитывает язык, который вы выбрали в настройках своего Gmail-аккаунта.

Социальные связи

Не секрет, что поисковые роботы также учитывают ваши социальные сигналы.

Например, вы пользуетесь почтой, Яндекс Дзен, Яндекс Картами и другими сервисами этой поисковой системы, соответственно у этого поиска есть более подробная картина ваших предпочтений.

Возможности Google также широки как и Яндекса, если не шире. Поисковая система собирает о своих пользователях данные из других продуктов — Gmail, Google Play, Google Calendar, Google Maps, Youtube и т.д.

Это не только помогает собирать более точные целевые аудитории для рекламы в этом поиске и направлять ее на нужную целевую аудиторию, но и формирует персональную ленту в органической выдаче с учетом ваших предпочтений.

Избранные сайты

Также система анализирует предпочтительные интересы пользователей не только на основе истории поиска, но и на закладках.

Другие факторы влияющие на вашу ленту в поиске

Есть также ряд факторов, которые влияют на результаты выдачи независимо от ваших предпочтений, мы рассмотрим только некоторые из них:

«МНОГОРУКИЙ БАНДИТ» ЯНДЕКСА

Задача алгоритма — получить информацию о том, насколько полезны для пользователей разные сайты и документы по тем или иным запросам. На основании этой информации Яндекс корректирует выдачу. Качественные сайты (те, что показали хорошие поведенческие факторы) он ранжирует лучше. Плохие — хуже.

Простыми словами этот алгоритм временно выводит сайты в топ, для проверки их полезности

Медленная синхронизация данных между дата центрами GOOGLE

Google использует различные серверы, находящихся в разных странах. Данные между ними синхронизируются, но в иногда, это может занять некоторое время. Поэтому если вы видите разные результаты в выдаче и в результатах, предоставленных сервисом, попробуйте просто подождать

Апдейты

Различные апдейты поиска сильно перетасовывают выдачу, и это обычно дает достаточно разные результаты при проверке вручную и через сервисы, единственный выход ждать нормализации выдачи.

Поиск с разных устройств

Результаты поиска на мобильном телефоне, планшете и компьютере могут существенно отличаться. Имейте это в виду, когда сравниваете результаты сервиса съема позиций и результаты, которые вы получили при ручном поиске.

На что влияет персонификация?

Естественно, это сказывается на распределении трафика из органической выдачи поисковых систем. Если ранее пользователи из одного региона, задав один и тот же запрос, видели одинаковый набор результатов, то сейчас — разные пользователи, в общем случае, могут видеть отличающиеся набор документов в ТОП-10.

Вывод:

  1. При проверке позиций вручную включайте режим инкогнито, В Google Chrome это можно сделать с комбинацией клавиш Ctrl + Shift + n или ⌘ + Shift + n для Mac, или просто выбрать в меню браузера соответствующий пункт.
  2. Отключите все фильтры в настройках поиска
  3. Чистите историю запросов, кэш и COOKIE
  4. Установите такой же регион как и в системе съема позиций

Помните, что:

  • Ни Яндекс, ни Google не дают всей информации об используемых алгоритмах ранжирования. Иными словами, есть факторы выдачи, о которых никому кроме работников поисковых систем неизвестно.
  • Существуют механизмы рандомизации результатов, которые нельзя проконтролировать.